Home Статьи Есть ли у нас наука о фотосъемке?

Есть ли у нас наука о фотосъемке?

Советское Фото

В. Савельев (Москва). Пионеры

Передо мною лежит стопка номеров журнала «Советское Фото», издававшегося в Москве, с апреля 1926 года тиражом в 14.000 экземпляров. Читая статьи, понимаешь насколько был высокий уровень Российских журналов довоенных времен, с их художественным оформлением и умело подобранным содержанием, остается признать, что современная Российская фотография находится пока еще в периоде роста.

В журнале освещались вопросы развития советского искусства, публиковались практические советы и консультации для фотолюбителей, темы которых остаются актуальные и сегодня. В предыдущем материале мы знакомили посетителей нашего сайта с одной из статей под названием - Как фотографировать для журналов и газет, простые советы по репортажной съемке

Сегодня предлагаем ознакомиться с еще одной статьей опубликованной в журнале «Советское Фото» №5 1926 года.

И так сегодня в номере…

Есть ли у нас наука о фотосъемке?

НЕТ, — нет. Но должна быть.

Начало. — Начинающий щелкает. У него нет никакого представления о композиции и поэтому он щелкает все, что только ему попадает под руку. Без разбора, несознательно, бессистемно и отнюдь не организованно. Девять десятых его негативов гибнут при проявлении. Это — первобытный хаос, начальная стадия.

Любитель — этот уже „умеет" проявлять, но снимает все еще по вдохновению — что понравится. И на этой ступени любитель обычно замерзает. Он, правда, иногда недоумевает, почему в природе выглядело хорошо, а на отпечатке получилось хотя и похоже, но совсем неинтересно, но дальше его рассуждения не идут. Дальше есть только одно: фотография есть машина, автомат, где никакое вмешательство невозможно — что снял, то и получил. И фотография противопоставляется живописи, свободе действий в искусстве.

Спецы — они все знают, все умеют, но от случая к случаю; даже они редко задумываются о возможности некоторого научного подхода, научной разработки вопросов композиции, возведенной в степень искусства.

Когда — фото-продукция перестает быть только ремеслом, „числом поболе", и, выходя за какие-то рамки, вдруг, одним скачком в качество, оказывается на уровне признанного художественного произведения? Разве не интересно, не полезно, из необходимо установить если не законы, то хотя бы законообразноcти существа этого перехода?

Что это? Может быть, дело в резкости, четкости? Но и расплывчатые, „импрессионистские" листы, к роде сработанных моноклем, зачастую весьма убедительны. Может быть, ретушь, поверхность бумаги, окраска, хорошая наводка на фокус, наклейка на фон, бромойль и т. д., словом, техника дела?

Да, конечно так. Но только ли? Нет, не только.

Зачем? — А масса „начинающих", более или менее овладевших примитивной техникой дела и знающих не только о недодержанных и передержанных негативах, но уже и о средствах спасения их, как самым проявлением, так и дальнейшей обработкой, остро ощущает недостаток — не рецептов, но руководств по общим вопросам фото.

В настоящий момент, когда фотоаппарат получает такое огромное распространение через самодеятельные кружки и рабочие клубы, что справедливо приравнивается к карманным часам, когда научная мысль по рельсам НОТ пробирается в самые потайные места человеческой деятельности, оставить фотографирование даже без попытки научной постановки — нельзя, было бы нерационально.

Сигнал. — Пусть первый опыт будет после переработан, дополнен, даже опровергнут, но пора поднять семафор.

Случай. — Если фото есть искусство, то случаю в нем не место.

А всякая квалификации тем самым предполагает нелепость какой-либо случайности.

Главное — это полное, свободное и преднамеренное владение техникой фото.

При научной постановке вопроса не может быть случайно удачной композиции, случайно правильно взятой выдержки. Прежде всего, надо уметь снимать. И только тогда можно приниматься за так называемую „художественную фотографию".

Но разве случайно хорошие снимки, именно в силу их непреднамеренности, не могут быть признанными подлинно-художественными листами? Конечно, могут, но они входят в круг научного интереса не до, а после. К ним, как к продукту той же анархии фотопроизводства, принципы теории фотографирования будут приложимы уже к готовым, тогда как организованное производство художественных листов потребует самого кропотливого, самого чернового, но верного предварительного расчета.

Три кита.— Переходя теперь к самому процессу выработки, можно наметить три основных момента ее:

1) Надо увидеть человеческим глазом сюжет съемки, выбрать, отграничить, очертить в природе, где все меняется от точки зрения и взаиморасположения частей, будущий кадр. Надо мысленно представить себе желаемое именно так, а не иначе вписанным в этот кадр.

2) Надо схватить фото-глазом решенный участок природы и унести его домой, запечатленным на фото-пластинке.

3) Надо показать "добычу" — глазу зрителя, показать так, чтобы действие было самым сильным, самым простым и понятным. Надо уметь показать, что называется, „товар лицом", убрав все лишнее, все несущественное, оставив и подчеркнув „главную строку".

Отсюда видно что первые два пункта относятся к месту съемки, где нужны острый глаз и быстрота решений; третий пункт — обработка в лаборатории — требует опыта и знания фото-химических процессов.

Классификация.— Когда нет хаоса, то есть порядок. Ясно, что принципы одного вида фотосъемки нельзя полностью использовать для всех других; нужна классификация Наметим ее сейчас, не претендуя на какую-либо полноту и точность:

  1. Видовые, пейзажные снимки
  2. Производственные (машины, внутренность зданий, выставки)
  3. Портретные
  4. Групповые
  5. Жанровые (хроника)
  6. Движения
  7. Научные
  8. Репродукционные

Остановимся теперь вкратце на некоторых подробностях.

Тема снимка — не то же ли, что заглавие в книге? Важна для немедленной и верной ориентировки не только в том, что именно снято, что — главное, но и в том, что взятое положение — лучшее из всех возможных, что вырезок самостоятелен и закончен вполне.

Перед съемкой всегда надо давать себе отчет, что будет главным, а что — второстепенным. Иногда главное — это все в общем, иногда — часть; тому или другому подчинится тогда и выбор фокуса, и диафрагмы, и самого объектива. Сюда же относится умение найти точку зрения (фас, сбоку, снизу, сверху), уклон доски и установку штатива. Норма требует параллельности плоскостей, во избежание сокращений (ракурсов), но разве же все ракурсы обязательно плохи?

А раз есть исключения, то, значит, должен быть закон.

Характер освещения в фотографии почти всегда играет решающую роль ("светопись"), но „правила" его настолько кустарны и не обработаны, что сводятся почти к непосредственному чутью. А, между тем, один вопрос освещения архитектуры в солнечный день — с его скульптурной лепкой и живописностью облачного дня — стоит серьезного внимания. Еще больше вопрос света, и, главным образом, искусственного, с его бесконечными комбинациями, — в портрете.

Композиция — наиболее существенное условие художественности в фотографии. Лицо, место, группа, совершенно сами по себе безразличные для большинства зрителей, приобретают художественную ценность именно благодаря удачному взаиморасположению отдельных частей, масс, света и теней и подчинению их общему заданию.

Ничего лишнего, ничего неоправданного.

Здесь открывается новая глава исследования: а если при съемке нельзя избежать чего либо постороннего? Как избавиться от него, не только не испортив, но, напротив того, улучшив природу вмешательством обработки негатива или отпечатка?

Фон — совсем отдельная, важная проблема, которая дробится на 2 части: фон внутри снимка и фон, как подклейка под отпечаток. Где сказано о том, как велик должен быть лист фона по отношению к отпечатку? Каковы числовые отношения полей верхних к боковым и их вместе к нижним? Каковы наиболее гармоничные отношения тона картонов к окраске отпечатка, когда брать темнее ее, когда светлее, и что в каждом отдельном случае достигается?

Почему — все это может разрешаться в кустарном порядке, когда всего несколько специальных трудов в этой области дали бы сразу богатейший материал для дальнейшего изобретательства и вывели бы, наконец, искусство фотографии из дремучих лесов диллетантизма на экономный и рациональный железо-бетон науки?

Жаль, что размер статьи дает возможность только бегло остановиться сейчас на более детальной разработке основных трех моментов.

Хотелось бы, чтобы все сказанное явилось вызовом для фотографов - специалистов, имеющих огромный опыт, которым так легко, немного лишь оформив литературно материал своей практики, выступить в следующих номерах „Советского Фото" с теми чрезвычайно богатыми и ценными фактическими данными, которыми они владеют, как неиспользованным архивом.

Источник: журнал "Советское фото" №5 1926г

 

ЦифроКамеры

Sample image Sony nex-5n
Беззеркальная фотокамера со сменной оптикой
Sample image Nikon j1-v1
Фотокамеры, съемка с которыми превращается в одно удовольствие
Обзор, основные характеристики фотоаппаратов Sony nex серии Фотоаппараты Sony nex серии
Подробный обзор популярных моделей беззеркальных фотокамер Sony серии nex


Последние темы

Восстановить фотографии бесплатно Обзор программы для восстановления фотографий
Как восстановить фотографии случайно удаленные с карты памяти, или после случайного форматирования.
Бесплатные программы для загрузки видео с ютуба и конвертации видео и аудио файлов Как скачать видео с ютуба
Обзор бесплатной программы для конвертации и обработки видео.
Цифровая фотокамера Sony nex-c3 Фотокамера Sony nex-c3
Цифровая фотокамера Sony alpha nex-c3 самая маленькая беззеркалка в мире
Производство объективов nikkor Произведенных объективов Nikkor более 65 миллионов
Производство объективов NIKKOR для зеркальных фотоаппаратов Nikon достигло рекордной отметки